Сбербанк России: все только начинается?
В минувшую субботу довелось побывать на юбилейных торжествах Сбербанка, отмечающего свое 170-летие. Надо отдать должное Герману Грефу: вместо традиционных юбилейных здравиц и славословиц он предпочел поговорить о будущем.
Причем пригласил с этой целью и российского премьера, и популярных западных гуру бизнеса и менеджмента, начиная от Нуриэля Рубини, Бет Новек и «изобретателя» краудсорсинга Джеффа Хауи, и столпов российского бизнеса. Причем не стал делить участников на «чистых» и «нечистых»: в одном пространстве, без президиумных «свадебных генералов», сидели и общались губернаторы, ведущие российские топ-менеджеры, аналитики и молодые «чемпионы» корпоративного конкурса Сбербанка.
Внимая инновациям по правую руку от Анатолия Чубайса, по левую – от Елены Ищеевой и непосредственно за спиной Беллы Златкис, автор этих строк глубоко проникся тем, о чем, собственно, хотел громко заявить Герман Греф. Говорю это абсолютно без иронии: тема информационной революции в экономике и обществе, на вызов которой надо ответить новыми форматами управления, в подаче Грефа и Сбербанка была, действительно, очень любопытной. Равно как и фильм, сделанный для зачина конференции, - «А знаете ли вы?»
Изменения в информации и коммуникациях из количественных перерастают в качественные, это не просто рост, это тектонический сдвиг – вот основная идея фильма и конференции. Смутил, правда, один момент. По ходу фильма на экране мелькнул текст: «За время этой презентации в России родилось 13 младенцев» (если не ошибаюсь в цифре). И не было сообщено, сколько человек умерло в России за это же время. Проблема в том, что вторая цифра была бы больше первой. И неясно, что будет раньше: новый виток общественно-экономического развития на базе информационной тектоники или же физическое исчезновение общности людей под названием «Россия».
Впрочем, наверное, наличие проблем вовсе не должно мешать поиску и обсуждению позитивных решений. И то, что подобные решения хоть кто-то с энтузиазмом ищет, - вселяет надежду. Перефразируя классика: если бы Грефа не было, его бы следовало придумать. Хотя бы для того, чтобы стало ясно: еще не все караси заснули в нашем обезрыбленном пруду.
Кстати, о рыбе. Российский закон о рыболовстве в ходе конференции был приведен премьер-министром в качестве примера того, как краудсорсинг используется в государственном управлении. Его принимали при участии тысяч россиян, принявших участие в обсуждении проекта и высказавших свои пожелания и замечания.
Однако пример – не слишком удачен. Как рассказывал мне создатель Bankir.Ru Михаил Лапушинский, заядлый профессиональный рыболов (то есть человек, который – вот чудаки - ловит и отпускает), теперь Россия – едва ли не единственная страна, где расхищать озера и реки можно абсолютно законно, всем миром, не платя за лицензию, а значит – не внося ни копейки в восстановление водных ресурсов. Получается та же картина, что и населением: пока вы читали эти строки, в России стало на столько-то рыбешек меньше.
У информационно революции практически нет лимитов, стало ясно на конференции. У природы – возможно, они есть. Но это уже другая тема.
Впрочем, это, наверное, неуместное ворчание. Тем более его не услышат – это минус. Явный плюс - Герман Греф, в отличие от некоторых иных российских «топов», заговорил об инновационном переустройстве не «с нуля», а показав на практике, что оное переустройство возможно на практике.
«Сбербанк меняется» - это сегодня признаю все. Что немаловажно: не только с трибун и из президиума, но и в кулуарах и частных разговорах. Остается надеяться, что этот глагол несовершенно вида – «меняется» - в обозримом будущем уступит место совершенной формуле: «Сбербанк изменился». Если это случится – разумеется, до полного вымирания обитателей российских городов и водоемов, – то – см. выше: «если бы Грефа не было, его бы следовало придумать».
Тем более, что над залом «сбербанковской» конференции гигантскими буквами доминировал то ли слоган, то ли предупреждение: «Все только начинается»…
Герман Греф вновь занял первое место в рейтинге влиятельности российских финансистов. И, судя по всему по праву, наряду с публичными экспертами первую позицию рейтинга ему отдали и анонимные читатели Bankir.Ru. А анонимное признание в России зачастую стоит дороже публичных и официальных регалий. Так что – с днем рождения, г-н Греф. Остается надеяться, что вы не уйдете до того момента, когда можно будет с полным правом сказать эту самую совершенную фразу: Сбербанк изменился.
И – хотелось бы, чтобы изменился не только Сбербанк.